Путеводитель по городам и странам
Хабаровск

Хабаровск

Россия

“Три горы, две дыры” –– так в шутку местные называют Хабаровск. Город действительно расположен на трех холмах, но а так называемые дыры засыпали и засадили деревьями, реки, протекающие в низинах, загнали в трубы. Для многих Хабаровск представляется суровым краем на границе с Китаем, где бродят уссурийские и амурские тигры. Ну во-первых, к несчастью, оба вида тигров занесены в Красную книгу, поэтому просто так в окрестностях вы их не встретите. Во-вторых, хотя город и расположен на границе с самой населенной страной, Хабаровск остается русским городом. Конечно, азиатского влияния не избежать, но это даже на пользу городу, ведь там доступны продукты и косметика из Азии. Во многих школах вместо французского и немецкого можно вторым языком выбрать японский или китайский, что является большим плюсом, так как экономика стран Дальнего Востока процветает, что делает работников со знанием японского, китайского и корейского языков только ценнее. И кстати, может, в Хабаровске и суровая зима, но солнце светит там 300 дней в году. Во многих южных городах России солнечных дней намного меньше. Но лететь сюда, например, из Москвы, намного дольше, чем в Анапу или Сочи, поэтому за загаром в Хабаровск отправляются редко.

То, зачем действительно отправляются в Хабаровск, –– это природные красоты. Вершины сопок и холмов в тумане, закат и рассвет над озерами, таинственная тайга и, конечно же, величественный Амур –– ради такого стоит потерпеть долгий перелет. Но вы не подумайте, Хабаровск вовсе не дикий край. Хабаровск –– это развитый город, “столица Дальнего Востока”. Только ни в коем случае не говорите хабаровцем, что Владивосток –– главный город Дальнего Востока. Между городами идет соперничество за этот титул, которое усугубил тот факт, что владивостокский мост тоже попал на купюру, правда всего-то на двухтысячную. У Хабаровска номинал побольше.

Журнал Forbes назвал Хабаровск одним из самых благоприятных российских городов для ведения бизнеса.

Мост «Амурское чудо»

Амурский мост называют “Чудом XX века”. Его мечтает увидеть каждый, ведь он изображен на пятитысячной купюре. Строительство моста задумали еще за 20 лет до того, как его начали. В связи с поражением Российской империи в японско-русской войне доступ к Китайско-Восточной железной дороге оказался закрытым. Необходимо было как можно скорее наладить транспортные связи. Амурский мост и в наше время кажется чем-то невероятным, особенно для не инженеров. Трудно поверить, что его соорудили еще до революции. На нижнем ярусе одного из самых больших мостов России находится железнодорожное движение, на верхнем –– автомобильное. Мост также оборудован небольшой пешеходной зоной, откуда можно вдоволь насладиться видом бескрайнего Амура.

Амурский утес

Это символ Хабаровска. Именно в этом месте и началась история города: в середине XIX столетия, когда на месте Хабаровска была глухая тайга, здесь высадились первые колонизаторы. Сегодня, когда небольшое поселение превратилось в большой и мощный город, к месту первого лагеря по-прежнему стекается народ. Здесь и туристы, наслаждающиеся с высоты утеса видами Амура; и влюбленные пары, приходящие за романтической атмосферой; и случайные прохожие, которые нет-нет, да и забредут на огонек. Считается, что для счастливого брака молодожены должны посадить здесь деревце. И многие пары, надо сказать, следуют этим рекомендациям: на утесе очень зелено.

История Хабаровска

История Хабаровска начинается с имени Геннадия Ивановича Невельского. В феврале 1854 года он обратился к генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьеву-Амурскому с просьбой выставить военный пост в том месте, где сейчас стоит город. Благодаря губернатору в 1858 году был создан военный пост Хабаровка. Николай Муравьев решил увековечить в названии имя Ерофея Хабарова, который за 200 лет до этого основал первые поселения на Амуре в этом районе.

Из Хабаровки в Хабаровск форпост перерос довольно быстро. В 1864 году топограф Любенский сделал первый план застройки города. Основу жителей Хабаровки представляли военные, затем к ним добавились торговцы. За повышением в чине сюда приезжали чиновники, но редко оставались в городе, а вот приезжие солдаты и крестьяне задерживались навсегда. Из них и сформировались будущие хабаровчане, благодаря которым преображался город: появлялись новые улицы, учебные и лечебные учреждения. Кстати сказать, самая первая улица Хабаровска, как и училище, носит название Алексеевская в честь первого почетного гостя города –– великого князя Алексея Александровича.

10 апреля 1880 года было принято решение перенести в Хабаровку областную столицу. Тогда-то Хабаровка получила и статус города (на тот момент там проживало 2036 человек), но переименован в Хабаровск город был только в 1893 году. Новому статусу города и столицы области надо было соответствовать, поэтому в Хабарове в 1880-е годы началась бурная застройка. В 1891 г. началось возведение Уссурийской железной дороги –– самого дальнего плеча Транссиба. После русско-японской войны закончили строительства Амурской железной дороги и Амурского моста (1913-1916 годы), названного “Чудом XX века” –– тот самый мост, который изображен на пятитысячной купюре.

Вообще Хабаровск всегда был прогрессивным городом для своего времени. Начнем с того, что здесь появилась первая улица Пушкина, которую теперь можно встретить почти в каждом городе, и улица имени графа Льва Толстого при том, что писатели отлучили от церкви. Кроме того, в 1900 году в Хабаровске появилась первая телефонная станция, число абонентов которой быстро достигло 900 номеров.

Революцию и смену власти хабаровчане восприняли спокойно, возможно, сказалось постоянное присутствие политических ссыльных. Но вот японская интервенция и Гражданская война оставила кровавый след в истории города. Именно здесь находился жуткий “вагон смерти” атамана Калмыкова, куда он отправил на мучительную смерть сотни горожан. 5 апреля 1920 года во время японского путча большая часть города пострадала, как и его жители. Японские войска безжалостно обстреливали правительственные и муниципальные учреждения, грабили имущество. Возвращение Хабаровска к мирной жизни состоялось после боев под Волочаевкой и штурма сопки Июнь-Корань частями Народно-революционной армии Дальневосточной республики. С 1924 года Хабаровск стал центров Дальневосточного края.

Уже с первых советских пятилеток началось стремительное преображение города. Появились крупные промышленные предприятия, предприятия легкой и пищевой промышленности, учебные заведения: медицинский институт, педагогический институт, институт инженеров железнодорожного транспорта. Специально для рабочих рядом с заводами строили городки –– так в южной части города возник один из самых крупных районов, Индустриальный. Дальнейшему выполнению планов помешала Великая отечественная война. Многие жители Хабаровска ушли служить на флот. Наиболее существенные преобразования в городе пришлись на послевоенные десятилетия. В это время сформировался тот Хабаровск, который знают и любят его жители и те, кто побывал там.

Климат Хабаровска

Хабаровск расположен на правом берегу реки Амур на Среднеамурской низменности. В городе муссонный климат, характеризующийся холодной зимой и жарким влажным летом. Амур не особо смягчает летнюю жару. Бывает, что столбик термометра поднимается выше 30 градусов. Такая жара вызывает лесные пожары, гарь от которых стоит над городом. Обычно же средняя температура летом не превышает 25-26 градусов. Большинство осадков приходится на лето, но сезоны дождей длятся недолго. Тепло держиться в городе первую половину осени, холода наступают только в начале ноября.

Зима в Хабаровске малоснежная, зато очень ветренная. Холодный ветер пробирает до костей и это еще с учетом того, что зима в этом крае сухая. В это время года средняя температура равна -20 градусам, но никто не мешает опуститься ей пониже. Весна в Хабаровске начинается, как и положено, в марте. Правда, температура долгое время колеблется от -10 до +15 градусов. Например, в апреле может потеплеть до +10, когда в мае снова похолодать до -5.

Когда ехать в Хабаровск

Самое лучшее время для поездки в Хабаровск –– это конец весны - начало лета и конец лета - начало осени. В конце мая устанавливается теплая погода, а сезон дождей начинается только в июле, но обычно он длится недолго, поэтому вряд ли помешает вашей поездке. Единственное –– это жара и повышенная пожароопасность. Если вы плохо переносите высокую температуру, то лучше ориентироваться на начало осени. В это время года погода стоит теплая и сухая. Она отлично подойдет для загородных поездок на природу и прогулок по городу.

Если же вы хотите ощутить всю мощь суровой русской зимы и пройтись по замерзшей реке Амур, то приезжайте зимой. Только обязательно берите одежду потеплее, ведь зима в городе морозная и очень ветренная. В это время года от долгого нахождения на открытом воздухе придется отказаться.

Авиабилеты в Хабаровск

Дальний Восток России – прекрасный регион, хоть и удаленный от столицы. Мало кто добирается сюда. Оно и понятно: слетать в Европу проще и быстрее, чем, например, в Хабаровск. Ко всему прочему, принято считать, что авиабилеты в Хабаровск крайне дорогие. Но это миф: билеты в Хабаровск на самолет из Москвы и обратно обойдутся вам примерно в 15 000 – 16 000 тысяч рублей. Самолеты в Хабаровск летают с завидной регулярностью, есть прямые рейсы. Чтобы купить авиабилеты в Хабаровск по «вкусной» цене, рекомендуем вам делать бронь заранее. Особенно это важно, если поездка планируется на так называемый «горячий» сезон: новогодние или майские праздники. В эти периоды цена набилеты в Хабаровскможет вырасти на порядок. Но даже если обстоятельства сложились так, что вы собрались в путешествие спонтанно, XGOпоможет вам сэкономить: наш сервис подберет для вас самые дешевые авиабилеты в Хабаровск.